ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ ДЕТСКОЙ КОМНАТЫ

.

Почти во всех книгах и учебниках, посвященных уходу за детьми, обращено
внимание на тот очевидный факт, что у младенца несовершенны механизмы регуляции
температуры тела, в связи с чем существует большой риск переохлаждения. Из этого, в
общем-то, абсолютно правильного положения, зачастую делаются абсолютно
неправильные выводы.1 Защите ребенка от переохлаждения уделяется первоочередное
внимание, вплоть до того, что покупка электрообогревателя представляет собой одно из
наиболее обязательных действий при подготовке к встрече новорожденного. Если, как мы
уже упоминали, температура воздуха в палате новорожденных роддома должна, в
соответствии с инструкциями, быть не ниже 22° (как правило, она выше), то всего
боящиеся родители любой ценой будут стремиться к тому, чтобы ниже этой цифры она
(температура) никак не опустилась. Автор посетил сотни новорожденных в первые дни
после их выписки из роддома, и чувство нехватки воздуха было наиболее постоянным и
наиболее типичным из всех чувств, которые ему приходилось испытывать после
кратковременного пребывания в детской комнате.
Панически боясь холода, родители зачастую и не задумываются о том, что,
упомянутое нами несовершенство механизмов терморегуляции, чревато не только
переохлаждением, но и перегревом.
Обмен веществ у новорожденного протекает очень интенсивно и сопровождается
выработкой значительного количества тепла. От этого тепла организму ребенка необходимо
избавляться. Сделать это можно двумя путями — через легкие и через кожу (непосредственный
перенос тепла при контакте двух сред с разной температурой, плюс испарение пота).

temperaturniye_regim
Воздух, вдыхаемый человеком (новорожденный — не исключение), достигая легких,
нагревается до температуры тела. То есть ребенок вдыхает воздух с температурой 18°, а выдыхает,
соответственно, 36,6°. При этом, разумеется, определенное количество тепла теряется. Если
температура вдыхаемого воздуха 23°, то, очевидно, что потери тепла заметно снижаются. Но терять тепло надо! И ребенок активизирует второй путь потерь — через кожу. Необходимо образовывать пот,2 который не только мокрый, но и соленый — значит, теряются вода и соли, а запасы и того и другого у новорожденного очень незначительны.
Даже при небольшой нехватке жидкости существенно нарушается работа всех систем и
органов. И последствия этих нарушений Вы обязательно обнаружите, развернув ребенка.
Организованный в роддоме перегрев (лишь бы Вы не сказали, что простудили) прежде всего виден на коже Вашего новорожденного — она ярко красная, в тех местах, где скапливается пот, в паху, например, — опрелости.3 У него пучит и болит животик (густые из-за нехватки жидкости кишечные соки с трудом способны переваривать еду), во рту белые пятнышки – молочница 1 (густая из-за
нехватки жидкости слюна не выполняет своих функций), в носу сухие корочки, затрудняющие
дыхание (иногда даже сосать не может) и т.д.
Регуляция температурного режима новорожденного может быть осуществлена
посредством решения двух задач:
1. Температура воздуха в детской комнате;
2. Одежда ребенка.
Обе эти задачи должны быть решены немедленно, в первые же сутки после
возвращения из роддома. Чем дольше Вы будете собираться и решаться, тем хуже будет
Вам и Вашему младенцу, тем большие усилия понадобятся впоследствии для того, чтобы
наверстать упущенное.
Исключительно важно (!!!) не путать и не смешивать такие понятия, как
«холодно ребенку» и «температура воздуха, которым дышит ребенок».
Оптимальная температура детской комнаты составляет 18-19° С.
Чем выше, тем хуже. Но на всю жизнь — и Вашу и детскую — необходимо запомнить
важнейшее правило, позволяющее принять правильное решение при наличии сомнений:2
ЛУЧШЕ ПЕРЕОХЛАДИТЬ, ЧЕМ ПЕРЕГРЕТЬ
Только так и не иначе, потому что нельзя, ни в коем случае нельзя забывать о том,
что перегрев ребенка не менее, а, как правило, значительно более опасен, чем
переохлаждение!
Природные условия обычно позволяют создать оптимальный температурный
режим (18-19°), но бывают исключения и они совсем нередки. Ребенок может родиться в
жаркое время года, в стране с жарким климатом, в городе, где работники теплосетей
склонны с повышенным рвением относиться к своим обязанностям и т.д.
Уберечь ребенка от перегрева, при высокой температуре в помещении (выше 22°)
можно действиями в трех направлениях:
1. Одежда, точнее, ее минимальное количество;
2. Достаточное поступление в организм ребенка жидкости, помимо молока (вода);
3. Ванна.
По всем этим направлениям мы, в дальнейшем, основательно пройдемся.
А сейчас давайте обратим внимание на такое удивительное с бытовой точки зрения
явление, как сквозняк.3
«СКВОЗНЯК — сквозной ветер, струя воздуха, продувающая помещение через
отверстия, расположенные друг против друга».4
Интересно, кому первому пришла в голову мысль касательно того, что Природа
может создать биологический вид, для которого струя воздуха представляет собой грозную
опасность?
Люди дорогие! Это мы с Вами сквозняков боимся, потому что родители наши
оберегали нас всеми возможными способами от этих самых сквозняков. Но ребеночек тут
при чем? Палку, конечно, перегибать не надо, но постоянные возгласы: «Закройте скорее
дверь!» — не ведут ни к чему хорошему. Ребенок боится незнакомого. И нельзя прожить жизнь, ни разу не встретившись со сквозняком. Так лучше познакомиться с ним в
младенчестве, перестав бояться, чем взрослым и солидным дядей кричать на весь автобус:
«Закройте окно, сквозит!»
С момента возвращения из роддома не обращайте внимания на то, открыта или
закрыта дверь в комнату, где находится ребенок. Не имеет значения, с точки зрения его
здоровья, где расположена кровать и попадает ли на нее воздух из приоткрытого окошка.
Для пятилетнего ребенка, уже испорченного стремлениями его уберечь, имеет. А для
новорожденного — нет.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

?>