Что такое характер?

Представив будущую семейную жизнь сына, Элисон по­няла: крайне важно еще в детстве выработать у него чув­ство ответственности. Она перестала сама улаживать сиюми­нутные проблемы мальчика и стала задумываться о развитии его характера. Каким человеком она хочет воспитать своего сына?

Конечно же, мы хотим, чтобы наши дети были ответ­ственными людьми. Однако зачастую мы не имеем четкого представления о том, какой характер воспитываем в своем чаде. В общении с ребенком мы нередко стараемся решить проблемы текущего дня или даже часа! Задумайся мы о том, какого человека создаем в данный момент, мы сразу стали бы относиться к происходящему по-другому. Очень важно по­нять: если мы настаиваем, чтобы ребенок делал уроки, то де­ло совсем не в том, будет решена данная задачка или нет.

Речь идет о том, счастливой или несчастной будет его се­мейная жизнь, станет он преуспевающим в жизни человеком или неудачником. Поэтому мы приглашаем вас принять уча­стие в коротком путешествии на «машине времени». Его цель — заглянуть в будущее и посмотреть, каким будет ваш ребе­нок через двадцать лет. В данной главе мы подробно остано­вимся на тех качествах, которые считаем исключительно важными в жизни взрослого человека, — качествах, основ­ную роль в развитии которых играют границы.

chto_takoye_harakter

Любовь

Из трех величайших добродетелей — веры, надежды и любви, по признанию апостола Павла, любовь — самая боль­шая (см. 1 Коринфянам 13:13). Большинство родителей ска­жут, что хотели бы видеть своих детей любящими людьми, которые понимают, что они — не «пуп земли». Прежде чем совершить какой-то поступок, они думают о том, как его по­следствия скажутся на окружающих. Используя термин из психологии, можно сказать, что они не «эгоцентричны». Они не считают, что их персона —• единственное, что имеет значе­ние в этой жизни. Им не кажется, что окружающие существу­ют только для того. чтобы исполнять их требования и пота­кать их прихотям.

Далеко не редкость, что у самых любящих родителей вы­растают наиболее эгоистичные дети. Как же так? Мы все не раз слышали такие слова: «Но ты же знаешь Сыозен. Она ду­мает только о себе». Чаще всего такая Сыозен — из хорошей семьи. Но родители не сформировали у нее границы, кото­рые заставили бы девушку уважать чувства других. Отсутствие границ привело к эгоцентризму, лишившему их дочь способности любить.

Отсутствие в детстве границ является причиной неосо­знанных, совершаемых под влиянием момента поступков, возникновения наркотической зависимости и полной безот­ветственности. Все это препятствует развитию способности любить.

Рассказывает доктор Клауд

Джордж уныло сидел напротив меня. Его жена Джэнет, которую он очень любил, 'ушла от него потому, что он поте­рял очередную работу. Будучи довольно одаренным челове­ком. Джордж, казалось бы, имел все необходимое для успеш­ной жизни. Но он терял одну хорошую работу за другой из-за своей безответственности и неумения доводить начатое дело до конца. Начальство ценило способности Джорджа, но счи­тало неприемлемым его отношение к работе. После несколь­ких скандалов на почве его бесконечных увольнений Джэнет решила, что с нее довольно.

— Я ее очень люблю, — сказал мне Джордж. — Неужели она этого не видит?

— Я верю, что вы ее любите, — ответил я. ~ Но как раз не думаю, что она видит вашу любовь. Она видит лишь послед­ствия вашего поведения, сказывающиеся на ней и детях, и постоянно задает себе вопрос: «Как он может любить нас и при этом обращаться с нами подобным образом?». Невоз­можно любить человека, ничего ему при этом не давая. Любовь, не дающая плодов, — это не любовь. Ваша жена не чувствует себя любимой из-за тех неприятностей, с которы­ми сталкивается из-за вас.

Если бы Джорджу представилась возможность вернуть Джэнет, то его очередное пустое обещание уже не помогло бы. Джорджу необходимо сформировать границы, которые позволят ему взять себя в руки и развить чувство ответствен ности. Джэнет сможет поверить лишь делам, а не разговорам о любви.

Пока Джордж рос, от него никто не требовал демон­стрировать плоды своей любви. Его родители были замеча­тельными, трудолюбивыми людьми. Людям их поколения выпали нелегкие испытания — война, тяжелые экономиче­ские кризисы. Им приходилось очень много трудиться, что­бы выжить. Они не хотели, чтобы их сын столкнулся с таки­ми же трудностями. Они ограждали его от любых неприят­ностей и не приучали к труду. Даже если они и давали маль­чику элементарнейшие поручения, требующие минималь­ной ответственности, а он их не выполнял, то они его не на­казывали, считая: уж лучше пусть у ребенка вырабатывается положительная самооценка, чем чувство вины, которое са­ми они постоянно испытывали в детстве. Соответственно, ребенок не ощущал негативного отношения со стороны лю­бящих людей даже тогда, когда не выполнял своих обязан­ностей.

Но семейная жизнь — совсем другое. Теперь Джордж на­ходился в таких отношениях, при которых любимая супруга предъявляла ему определенные требования — иначе семья просто развалилась бы. Чтобы стать истинно любящим чело­веком, чья любовь действительно меняет жизнь близких, Джорджу не хватало ответственности. В конечном счете лю­бовь такова, каковы ее результаты.

Любящие люди уважают границы других. Вам доводи­лось иметь дело с человеком, не способным слышать ваше «нет»? Что вы при этом испытывали? Вам казалось, что ваша личность подавляется, что вами управляют. Вы ощущали обиду, а об уважении и любви не шло и речи. Человек, пода­вляющий личность другого, переступает запретную черту и вторгается в чужое пространство. Любящие люди так не по­ступают, сколько бы они ни рассуждали о том, как дорог им другой человек. Способная любить личность умеет сдерживать свои по­рывы. Многие алкоголики, к примеру, очень любят свои се­мьи. Их пьянство причиняет домашним огромные неприят­ности, а сами они испытывают при этом колоссальное чув­ство вины. Но все равно продолжают пить. И хотя, подобно Джорджу, они любят, последствия их неспособности сказать пьянству «нет» в конечном счете разрушают дорогие им от­ношения. Убивают любовь и другие отклонения в поведении человека, совершающего поступки под влиянием импульсов, такие, как необузданная сексуальная страсть, бездумная тра­та денег, несдержанность в еде, употребление наркотиков и неконтролируемые приступы гнева. Отсутствие границ не позволяет человеку преодолеть в себе эти пороки.

Ответственность

Еще один показатель зрелости характера — ответствен­ность. Безответственность Джорджа стоила ему семьи и рабо­ты. Она внесла в его жизнь хаос и нестабильность.

Что же это такое — ответственность? На ум приходит сразу несколько понятий: долг, обязанность, надежность, уверенность в том, что на человека всегда можно положить­ся, способность довести начатое дело до конца.

В действительности смысл этого слова гораздо шире. Ответственно относиться к себе — значит быть хозяином своей жизни. Быть хозяином жизни означает управлять и распоряжаться ею, постоянно помня: за все свои поступки ты отвечаешь перед Богом и окружающими людьми. Являю­щийся хозяином своей жизни человек понимает: все то, из чего состоит его жизнь, на самом деле принадлежит ему и только ему И никто не может прожить эту жизнь за него.

«Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Коринфянам 5:10). Он по-требует от нас отчитаться за все свои таланты, способности, отношения, время и действия. Готовый «явиться пред суди­лище» знает: его жизнь полностью доверена ему, и он один отвечает за все, что с ней сделает.

В книге «Барьеры» мы подробно описали, что находится в пределах наших владений, что именно очерчивают прове­денные границы и что они защищают. Истинно ответствен­ные люди являются настоящими хозяевами своих:

  • Чувств
  • Отношения к происходящему
  • Поступков
  • Принятых решений
  • Границ дозволенного
  • Желаний
  • Мыслей
  • Жизненных ценностей
  • Способностей
  • Любви

Быть хозяином этого и означает быть по-настоящему от­ветственной личностью, с которой каждый хотел бы иметь дело. Такой человек скажет: «Мои чувства — это мое дело. Мое отношение к происходящему — это мое дело».

Человеку не хватало ответственности еще во времена Адама и Евы. Помните, как Адам не стал отвечать за свой вы­бор? Когда Бог спросил его о случившемся, он во всем обви­нил Еву: «Жена, которую ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел», — сказал он, впутывая в это дело не только Еву, но и Самого Бога. Получается, что Бог и Ева виноваты в том, что он сделал неверный выбор! А Ева обвинила змея в том. что он обманул ее. С тех пор человечество и страдает из-за отсут­ствия хозяйского подхода к собственной жизни. А если мы не считаем себя хозяевами своей жизни, то и не управляем ею.

Недавно я консультировал супружескую пару, чья семей-иая жизнь дала трещину. Каждому из них я задал вопросы от­носительно их поведения.

— Почему в ваших отношениях с мужем возникло отчуж­дение? — спросил я у жены.

— Потому что он кричит на меня, — прозвучал ответ.

— Почему вы кричите на жену? — задал я вопрос мужу

— Потому что она демонстрирует свое отчуждение, — от­ветил он.

Тогда со своим следующим вопросом я обратился уже к обоим:

— По-вашему, как долго все это может продолжаться? Оба ответили, что ничего не могут с собой поделать. Каждый считал, что проблемы возникли по вине другого. Если оба супруга не признают своей ответственности за соб­ственное поведение, то изменений в семейной жизни ждать не Приходится. Они очень напомнили мне Адама и Еву.

Ваша задача — внушать своему ребенку: то, что находит­ся в пределах его владений — чувства, отношение к происходящему, поступки, — это его проблема, а не чья-то еще. Ребенок, говорящий: «Сестра заставила меня сделать это», станет взрослым человеком, который вечно будет сваливать свою вину на другого. По-настоящему ответственный взрос­лый человек скажет: «Я сам себя заставил сделать это, и я за это отвечаю». Только при таком условии появится надежда, что человек станет хозяином своей судьбы.

Свобода

Приходилось ли вам когда-нибудь иметь дело с «жерт­вой»? Жертвам всегда кажется, что они оказались в данных обстоятельствах потому, что у них не было другого выхода. В их жизни все происходит как-то случайно, и они при этом неустанно твердят: «От судьбы не уйдешь».

Одна женщина жаловалась мне на свою коллегу, которая постоянно отвлекала ее, мешала работать. Она считала, что в ее неспособности выполнить работу в срок виновата сослу­живица-

— А зачем вы вступаете с ней в разговор? — спросил я.

— Что вы имеете в виду?

— Когда она к вам подходит и начинает отвлекать от ра­боты, зачем вы разговариваете с ней?

— А куда же мне деваться? Она подходит и стоит рядом.

— А разве нельзя сказать, что у вас срочная работа, что вам некогда, что в данный момент вы не можете отвлекать­ся?

Взгляд женщины стал пустым. Такие понятия, как стрем­ление найти выход из создавшейся ситуации и быть хозяи­ном своего поведения, оказались чуждыми для нее. Она счи­тала: если с ней что-то произошло, значит, так было суждено. От нее ничего не зависело. Когда я сказал, что у человека всегда есть выбор, она удивленно посмотрела на меня. Я предложил ей на выбор пять или шесть выходов из ее ситуа­ции: поговорить обо всем напрямую с болтушкой-сотрудни" цей, обсудить проблему с начальником, попросить перевести ее в другой отдел и т.д. Подобный способ мышления был для нее абсолютно новым; она даже не догадывалась, что может свободно выбирать, как строить отношения с окружающими, да и жизнь в целом.

Такой же жертвой был и Джо. В компании, где он рабо­тал, на него наваливали огромное количество работы. Он ед­ва с ней справлялся, постоянно находясь при этом в пода­вленном состоянии.

— И что вы намереваетесь с этим делать? — спросил я его.

— Что значит «делать»?

  • Я уточню. Что вы намереваетесь делать с тем, что вас принуждают выполнять работу, которую вы выполнять не обязаны?

Он смотрел на меня молча. Потребовалось немало време­ни, чтобы он понял: давно пора разослать свои анкетные дан­ные в другие фирмы, а не играть роль жертвы, которая «па­шет» на свою компанию по 12 часов в сутки без всякого по­ощрения.

Выросшие с правильно сформированными границами дети знают, что они не только несут ответственность за свою жизнь, но и наделены свободой выбирать, как ее прожить, естественно, отвечая за свой выбор. Для ответственного взрослого человека граница его возможностей проходит по небесам.

Мы живем в обществе, состоящем из «жертв». Современ­ные люди ведут себя так, будто у них нет выбора, будто все в их жизни делается кем-то другим. А если и не делается, то са­ми они уж тем более не могут ничего предпринять, чтобы что-то изменить. Если вы научите детей управлять своей жиз­нью, то преподнесете им роскошный подарок на будущее: на своем жизненном пути они оставят далеко позади всех остальных, так как будут просто обречены на успех! Они обойдут других уже на старте!

Инициатива

Джери рассказывала мне о своих отношениях с Дэйвом. Ей нравилось его чувство юмора, чуткое отношение к ней, умение сопереживать. Но ей казалось абсолютно неприемле­мой его безынициативность. Например, они с Дэйвом реша­ли чем-то заняться, допустим, ходить в тренажерный зал. Но, когда подходило время претворения задуманного в жизнь, Дэйв ничего не предпринимал до тех пор, пока Джери не на­поминала ему об этом. У нее было такое ощущение, что она постоянно «подталкивает его сзади».

Я знаю. что точно такое же чувство было и у начальника Дэйва. Дэйв почти всегда выполнял в срок все, что от него требовалось, но для этого его постоянно приходилось «под­талкивать». Налицо было явное отсутствие его личной актив­ности.

Нормальная составляющая поведения человека — ини­циативность. Быть созданным по образу Божьему означает быть созданным со способностью делать что-то по собствен­ной инициативе. Чаще всего человек безынициативный — это человек с отсутствующими границами. Поведение Дэйва не было направлено на достижение какой-либо конкретной цели именно потому, что не ограничивалось никакими рам­ками.

В ребенке надо развивать инициативность ~ важнейший аспект формирования правильных границ поведения. На па­мять приходит такой случай. Несколько лет назад я был в го­стях у одной моей хорошей знакомой — матери десятилетне­го сына. Пока мы с ней беседовали, мальчик несколько раз подходил к матери и говорил, что ему скучно. Ему хотелось, чтобы мама организовала его досуг. Мама же понимала, что мальчик способен сам справиться с подобной задачей. По­этому она сказала: «Сынок, ты сам должен придумать, чем тебе заняться. Это твое дело». Вскоре после этого ребенок по­звонил своему приятелю, и они ушли гулять. Таким образом мать воспитывала ответственность в своем сыне за организа­цию его дня.

Недавно я снова встретился с этой женщиной. Она с гор­достью начала рассказывать мне об успехах сына — студента последнего курса института. Его достижения оказались про­сто выдающимися. Про себя я подумал, что иначе и быть не может, ведь этот мальчик с самого детства был приучен отве­чать за себя.

Известная писательница, автор детективных романов Маргарет Миллар написала так: «Жизнь — это то, что проис­ходит с нами помимо нашей волио. Однако для многих жизнь — это то, чем управляют они сами, проявляя усердие и прилежание. Они используют данные им таланты, приумножают их и постоянно увеличивают долю активного участия в соб­ственной жизни. Они берут на себя ответственность «за орга­низацию своего времени» и за достижение целей. Те же, кто этого не делает, — люди, от которых в детстве не требовали проявлять инициативу и стремиться к достижению постав­ленных задач и целей. За них все делал кто-то другой, да еще и оберегал их от последствий собственных действий.

Давайте считаться с реальностью

Кто-то сказал: «Действительность — очень неудобное для жизни место, но единственное, где можно получить хо­роший бифштекс». Да, действительность довольно жестока, но именно в ней нас поджидает так много замечательного. Личность, способная построить жизнь, успех которой будет гарантирован, должна уметь считаться с реальностью, т.е. осознавать действие причинно-следственной связи. Подроб­нее мы остановимся на этом в следующей главе, а сейчас лишь бегло коснемся данного понятия.

В нескольких словах это звучит так: каждый человек дол­жен ясно понимать, что все его действия имеют вполне опре­деленные последствия во вполне конкретных обстоятель­ствах. Зрелые люди, используя это знание, строят прекрас­ную жизнь. А нытики снова и снова бьются головой о непро­биваемую стену.

Например, если я чему-то учусь и нахожу применение полученным знаниям, то обязательно получу награду за свой тяжелый труд. Недавно я встретился с парнем, с которым учился в университете. На втором курсе он решил поменять специализацию и пошел на подготовительные курсы, чтобы затем поступать уже на медицинский факультет. Ему при­шлось заново учить органическую химию, физику и некото­рые другие предметы. Отчетливо помню, с каким усердием он готовился к экзаменам, отлично зная, что иначе он в ин­ститут не поступит.

Сейчас этот человек — известный кардиохирург, работает в крупнейшей клинике. Он обожает свою работу и пользуется огромным уважением среди коллег. Многие пациенты стре­мятся попасть именно к нему. Его жизнь прекрасна. Всеми уважаемый человек, мастер своего дела, получивший миро­вое признание, — бывший студент, который еще в юности знал о существовании закона причинно-следственной связи:

если я прилагаю усилие, чтобы добиться чего-либо, то я обя­зательно этого достигну, и впоследствии мне придется лишь наслаждаться плодами своего труда.

Когда мы узнаем о чьих-то достижениях, то видим только их, не замечая всего, что за ними стоит. В результате вместо то­го, чтобы укрепляться в вере, мы начинаем приписывать все действию каких-то магических сил. Мы ошибочно объясняем великие свершения чьими-то сверхъестественными способно­стями или какими-то тайными знаниями. Нам кажется, что это волшебство. Но суть в том, что человек шел к своим свер­шениям шаг за шагом, усилие за усилием. Мы должны научить своих детей правильно понимать происходящее, и тогда они сумеют многого добиться в жизни. Они смогут верно оцени­вать положительную сторону действительности.

Но за пренебрежительное отношение к своей работе и лень человеку приходится платить очень высокую цену. За превышение скорости, например, можно лишиться води­тельских прав. Мое поведение имеет вполне реальные по­следствия. Если я понимаю это, то буду прилагать усилия, чтобы получить вознаграждение за свой труд и стремиться избежать болезненных последствий, которые могут насту­пить из-за некачественно выполненной работы или неверно­го выбора.

Все мы знаем людей, неспособных правильно восприни­мать действительность. Они постоянно делают неверный выбор. При этом либо кто-то другой стремится уберечь их от последствий их же поступков, пока не случится настоящая катастрофа, либо они сами переживают одну ужасную поте­рю за другой. Остается только удивляться, почему они так упорно «наступают на одни и те же грабли».

Раз за разом мы убеждаемся в том, что подобное поведе­ние уходит своими корнями в детство. У этих людей не были вовремя сформированы границы, способствующие правиль­ному восприятию человеком окружающей действительности. Их слишком много раз кто-то выручал из беды. Им было по­зволено считать, что причинно-следственная связь суще­ствует для кого-то другого, но не для них.

Зрелый взрослый человек всегда считается с реальнос­тью. Он знает: если он поступит хорошо, то результат будет только хорошим. Если же он будет сидеть сложа руки или по­ступит плохо, то и произойдет плохое. Осознание как пози­тивных, так и негативных сторон действительности, называ­ется мудростью.

Конечно, иногда и с хорошими людьми случается что-то плохое. Но даже в этом случае, если вы станете вести себя правильно, то в конце концов все будет хорошо. Судить о де­лах человеческих следует по их результатам.

Рост

Доводилось ли вам когда-нибудь случайно встретить свою старую знакомую, с которой вы давно не виделись и ко­торая, как оказалось, очень многого добилась в жизни? Обра­довало ли вас, что она получила от жизни то, что заслужила по праву? Все мы сталкивались с подобными примерами:

  • Подруга сбросила лишние килограммы
  • Оказавшиеся на пороге развода супруги сумели по­мириться, и теперь у них все в порядке
  • Человек, столкнувшийся с немалыми трудностями на работе, стал продвигаться вверх по служебной лестнице
  • Бывший негодяй полностью изменился к лучшему
  • Наркоман или алкоголик стал жить в трезвости
  • Тот, кому никак не везло в любви, встретил свою вто­рую половину

Можно привести и другие примеры:

  • Человек открыл небольшое дело, которое быстро расширилось
  • Человек был вынужден эмигрировать, покинул стра­ну без копейки в кармане, но вскоре добился боль­ших успехов
  • В середине жизни человек решает резко поменять профессию и, постепенно освоив азы нового дела. превращается в виртуоза
  • Робкий и застенчивый человек становится душой компании и приобретает массу друзей

Нас очень вдохновляют истории о людях, сумевших до­стичь существенного роста и преодолеть немалые препят­ствия на своем пути — особенно недостатки собственного ха­рактера. Нам нравится смотреть фильмы, герои которых из­меняются к лучшему.

Способность расти — черта характера. Правильное вос­питание помогает ребенку развить такой характер, благодаря которому он, столкнувшись с трудностями, будет стремиться к личностному росту: развивать способности и приобретать знания, а также замечать у себя отрицательные качества и ис­правлять их.

Способная на рост личность обладает умением:

  • Справляться с тяжелыми эмоциональными состоя-ниями
  • Выдерживать негативное напряжение, не потакая прихотям
  • Достойно переносить лишения, скорбеть и смирять­ся со всем, что невозможно исправить или победить
  • Открыто признавать свою неправоту
  • Менять свое поведение или действия в соответствии с требованиями реальности
  • Прощать
  • Самому решать проблемы

Способный на это человек будет расти, даже когда на его долю выпадет труднейшее испытание.

Недавно меня пригласили в одну крупную организацию для консультации по вопросам работы с персоналом. Среди сотрудников был человек, которого начальство решило уво­лить, так как его поведение и отношение к работе не соответ­ствовали предъявляемым компанией требованиям. Он был первоклассным специалистом, но совершенно не умел себя вести. Недавно этого человека повысили в должности: на него была возложена очень большая ответственность — руководить работой региональных подразделений. От него потребовалось умение быстро решать возникающие проблемы и постоянно общаться с людьми. Он не справился с этими обязанностями.

Так. ему нужно было уладить конфликт между местными рабочими и руководством головного офиса. Останутся рабо­чие на своих местах или потеряют работу — во многом зави­село от способа разрешения конфликта. Но этот человек не смог правильно повести себя с возбужденными людьми, так как был настроен по отношению к ним враждебно и стремил­ся к получению быстрого результата.

Вместо того чтобы использовать предоставленные ему новыми обязанностями возможности для собственного личностного роста, он сделал все наоборот. Он требовал, чтобы руководство компании и его непосредственный начальник изменили свое мнение и признали его «правоту». Если мы снова вернемся к перечню качеств, характеризующих расту­щую личность, то увидим, что этот человек не обладал ни од­ним из них. Не пытаясь решать проблемы, он их создавал. Не мирясь с неизбежными потерями, он не мог быстро пере­страиваться. Он не был способен разработать последователь­ный план действий, не желал, энергично взявшись за дело, внести в него соответствующие изменения, которые не при­несут мгновенных результатов. Ему хотелось всего сразу. Если кто-то пытался ему возразить, он начинал во всем ви­нить этого человека. Когда его просили вести себя по-друго­му, он не обращал на просьбу никакого внимания.

В конце концов его заменили другим — менее талантли­вым, но с лучшим характером. Мне было жаль его. Если бы этот человек стремился к росту, у него все сложилось бы хо­рошо. Начав работать с ним, я обнаружил у него заложенное еще в детстве упорное нежелание расти. Его никогда не учи­ли считаться с действительностью. Ему всегда позволяли оставаться таким, каким он был. Внешнее обаяние и талант не способствовали его стремлению к внутренним переменам.

Чтобы способности ребенка не пропали зря, родители должны требовать соответствующих перемен от него, а не от окружающей действительности. Границы помогут детям по­нять, что от них ожидается в будущем и как надо расти, чтобы эти ожидания оправдались.

Только правда

Нечестный человек — источник боли, преддверие ката­строфы. За годы своей психологической практики я не раз становился свидетелем огромных душевных мук, причиной которых в большинстве случаев была нечестность. Нечестность лежит в основе предательства, препятствует установле­нию близости, мешает росту. Степень стремления человека быть честным и определяет его способность к росту.

Честность начинается с родителей, которые демонстри­руют ее на собственном примере, требуя того же от детей и создавая им такие условия, в которых абсолютно безопасно быть честным. Любой ребенок начнет скрывать правду, если она будет угрожать его безопасности. Поэтому родители обя­заны создать для ребенка такую обстановку, в которой его естественная потребность что-то утаить от взрослых не полу­чит развития. Для этого необходимо установить очень дели­катное равновесие между безопасностью и требовательнос­тью.

В течение нескольких месяцев я работал с супружеской парой — Сарой и Томом. Однажды Сара пришла ко мне и сказала:

— Все. Я больше не могу ему верить. И уже никогда не смогу.

— Что случилось? — спросил я, подумав, что ее муж, должно быть, опять завел себе другую женщину. С ним такое уже случалось несколько лет назад, и Сара так и не смогла оправиться после того случая.

— Он сказал, что все наши текущие счета оплачены, что волноваться не стоит. И вот сегодня я достаю из почтового ящика сразу несколько уведомлений об огромной задолжен­ности: за коммунальные услуги, за телефон и гараж, — Она заплакала. — Я больше не могу так жить.

Я попросил ее рассказать обо всем поподробнее и услы­шал историю, которую слышал сотни раз от жен и мужей, живущих с нечестными супругами.

Мне стало грустно. Дело было вовсе не в материальных трудностях, а в том, что муж честно не сообщал о них жене. Материальные трудности Сара уж как-нибудь пережила бы. Но из-за того, что муж никогда честно не говорил ей об их долгах, Сара постоянно ощущала себя живущей на вулкане. Раз за разом она обнаруживала, что дела обстоят совсем не так, как преподносит ей Том. Чаще всего супруги лгут по ме­лочам. Но любая ложь или скрытность подрывает доверие. Из уст оскорбленного супруга вырывается крик: «Мне не­важно, о чем именно идет речь. Просто расскажи мне, как идут наши дела, чтобы я представлял реальную картину про­исходящего».

Хочется задать лгуну грустный вопрос: «Зачем?». Зачем лгать, если гораздо проще сказать правду? Зачем обманывать, если это вызовет больший гнев, чем признание в совершен­ной ошибке? Зачем создавать вторую проблему — ложь, — если одна у вас уже имеется?

Ответ можно найти в последовательности развития со­бытий и характера человека. В результате совершенной ошибки человек боится столкнуться с гневом, стыдом, ви­ной, осуждением и отчуждением. Поэтому и скрывает правду. Затем, когда правда выходит наружу, на него обрушивается гнев, стыд, вина, осуждение и отчуждение — все то, чего он так боялся с самого начала. Но он сталкивается с ними не из-за совершенной ошибки, а из-за лжи.

Границы помогут человеку говорить правду и чувствовать потребность в правде. Они позволят ему убедиться в том. что общепризнанные последствия неправильного поступка вполне безопасны. Дети гораздо легче воспримут самые обыч­ные логически вытекающие последствия своих ошибок, такие, как запрет гулять, смотреть видеофильм или кино, чем послед­ствия эмоциональные — гнев, стыд, вину, осуждение и отчуж­дение.

Ощутите высшую реальность

«Он сотворил нас и мы — Его» (Псалом 99:3). Самые главные вопросы, на которые каждый человек должен искать ответ: «Кто такой Бог?» и «Это я или это Бог?». Ответы опре­деляют направление человеческой жизни.

Люди, тянущиеся к Богу, стоящему над их земной жиз­нью, строят свою жизнь по Нему и в соответствии с Его цен­ностями. Такие люди знают: они оказались здесь для того, чтобы служить не себе, а Ему. Они понимают смысл самой главной заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем серд­цем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Матфея 22:37). Осознание себя в Боге определяет направле­ние и смысл их существования, позволяет подняться над суе­той, проблемами, недостатками и ошибками, прегрешения­ми других против них. Люди же, не пытающиеся выйти за пределы земного существования и прикоснуться к Божьей реальности, крайне ограниченны.

Самое грустное в существовании людей, живущих без ощущения высшей реальности, — их отношения с окружаю­щими, которым постоянно приходится сталкиваться с не­способностью этих людей понять, что они ~ не Бог и не пуп земли. В своих отношениях такие люди ставят во главу угла себя и свой эгоизм, поэтому другие чувствуют себя не оду­шевленными существами, а предметами. Выйти за пределы земного ~- значит научиться видеть дальше собственного но­са и ценить жизнь других не меньше, чем собственную. Тот, кто неспособен на это, считает, что кто-то другой должен обеспечивать их благополучие.

Те же, кто стоит выше собственных потребностей, осо­знают, что реальность существования других людей, Бога и наличие добродетелей ~ более важные вещи, чем они сами и их сиюминутное счастье. Они способны не потакать соб­ственным прихотям, не идти на поводу у своего «я» ради выс­шей добродетели или ценности, ради других или ради Самого Господа. Короче говоря, благодаря осознанию, что жизнь — нечто большее, чем их персона, они сами становятся боль­шим, чем человек в момент удовлетворения своих сиюминутных потребностей. Самый главный парадокс заключается в том, что смирение способствует их величию. Гордыня ведет к разрушению личности, а смирение — к ее истинной славе.