РАЗВИТИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕНИИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ РЕБЕНКА

.

Непосредственно-эмоциональный контакт между ребенком и взрослым устанавливается начиная с конца первого — начала второго месяца жизни. Улыбка все чаще озаряет личико ребенка в ответ на доброту и внимание взрослого, на игрушку, которую он показывает младенцу. Несколько позднее появляется так называемый «комплекс оживления»: малыш оживленно машет ручками, перебирает ножками, энергично сгибает и разгибает их, ищет глазами взрослого, гулит, как бы привлекая к себе его внимание. Взрослые берут ребенка на руки, разговаривают с ним, поют и этим самым удовлетворяют и одновременно развивают потребность его в общении. У ребенка складываются первые представления о человеке, который за ним ухаживает и удовлетворяет не только его естественные потребности (в еде, тепле и т. д.), но в доброте, внимании, ласке.
Со второй половины первого года жизни взрослые учат ребенка действиям с предметами, игрушками, показывая, что с ними делать, или вовлекая ребенка в совместные действия (ситуативно-действенное общение). По мере развития речи на втором — третьем году ребенок начинает обращаться к взрослому, чтобы сообщить о чем-то, задать свои тысячи «почему», содержание его общения расширяется. Так в процессе общения с окружающими и овладения словом у него формируется потребность во внеситуативно-речевом общении. В тех случаях, когда ребенка не переводят своевременно на новую форму общения, может наблюдаться отставание в развитии, в овладении элементарными навыками действий.

Mother Talking to Young Son --- Image by © Steve Prezant/CORBIS
Уже на первом году жизни у ребенка появляется избирательность в отношении к окружающим. Очень рано малышначинает отличать своих от чужих. Некоторые родители вольно или невольно закрепляют у ребенка привязанность к близким, сужают круг его общения до минимума, не пытаются развивать потребность в общении с другими взрослыми. Есть случаи, когда у ребенка вызывают даже отрицательное отношение к посторонним. тетя. Отдам тебя ей, если будешь плакать»,— говорят иногда малышу родители, не сознавая, какой вред наносят этим.
Правильно поступают те родители, которые уже на первом году жизни ребенка не ограничивают его общение в узком кругу семьи. Соблюдая необходимые гигиенические требования, целесообразно уже в этом возрасте расширить круг общения ребенка. Например, можно на некоторое время разрешить новому для него человеку подержать его на руках или даже оставить их одних.
Отсутствие общения с другими людьми, отрицательная оценка их родителями, а иногда и отрицательный опыт общения с незнакомыми взрослыми приводят к нежеланию и неумению детей устанавливать с ними контакт. Чем уже круг общения, чем меньше у ребенка близких людей, тем меньше опыт его общения и тем труднее ему установить контакт с незнакомыми взрослыми.

Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый |.( iciii, Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.
В таком случае целесообразно разрешить маме побыть в группе. В ее присутствии ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрослым исчезает, ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам. Мать должна побуждать его обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая тетя хорошая, добрая, как она любит детей, играет с ними, кормит. Воспитатель подтверждает это своими действиями: ласково обращается к малышу, дает игрушку, хвалит его костюм, показывает что-то интересное в группе и т. п.
Дети, имеющие опыт общения с посторонними взрослыми, легко идут на контакт с воспитателем. Но воспитатель обязан так встретить новенького, чтобы не разочаровать его ожидания: проявить к нему внимание, заменить ему на время близких, не дать почувствовать себя чужим, беспомощным.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

?>