РАБОТА С СЕМЬЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМА ДЕТЕЙ

.

Работу с родителями в период организации приема детей нельзя ограничивать сбором сведений. Необходимо проводить индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых родителям сообщают ре>мим дня,' соответствующий возрасту ребенка, объясняют, какие привычки являются вредными и почему, как они сказываются на характере поведения детей, рассказывают, какие навыки должен иметь ребенок данного возраста в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». Можно вручить родителям памятки, в которых помещены рекомендации по методике кормления, укладывания спать, туалета детей, советы по расширению опыта общения и игровых действий у ребенка.
Необходимо обратить внимание родителей на то, что умение играть, общаться формируется у детей под воздействием среды и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности (см. первый раздел). Развивая и удовлетворяя интерес ребенка к окружающему, родители не должны искусственно ограничивать круг его общения. Необходимо побуждать в нем желание общаться с посторонними взрослыми. Важно подчеркнуть, что в присутствии родных это дается ребенку легче. Контакт ребенка с посторонними взрослыми часто ограничивается его общением с врачом поликлиники, медсестрой. И далеко не всегда этот контакт бывает приятным.
Чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к посторонним людям, необходимо, чтобы этот опыт общения был положительным. Поэтому содержание общения с другими взрослыми — весьма существенный факт, на который необходимо обращать внимание при расширении круга общения ребенка.
Некоторые родители боятся даже на несколько минут оставить ребенка с другими взрослыми, что совершенно неправильно. Чем чаще ребенок будет общаться со взрослыми и детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома, в сквере, т. е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретенные умения и навыки в обстановку детского сада.
Кроме бесед, консультаций (индивидуальных и групповых), большую пользу приносят и родительские собрания. На собрание приглашаются все родители, дети которых занесены в списки поступающих. Собрание может быть групповым или для родителей всех групп. В зависимости от этого намечается и тема собрания.

rabota_s_semyey
Работники дошкольного учреждения — на этих собраниях должны раскрыть особенности привыкания детей того или иного возраста, вопросы подготовки их в семье. Тематика их может быть примерно следующей: особенности возраста и особенности привыкания детей данной возрастной группы; особенности режима дня для детей и методика его организации; характер поведения детей при поступлении в детское учреждение и его зависимость от опыта общения ребенка; роль семьи в период привыкания ребенка к детскому учреждению; нужно ли готовить детей к поступлению в детское учреждение и др.После родительского собрания надо показать родителям группу, познакомить с условиями воспитания детей в'данном детском учреждении. Воспитатель и методист в беседах с родителями выясняют, где и как спит, ест ребенок, какие навыки уже сформированы, какие привычки сложились, как зовут ребенка дома, во что он больше всего любит играть, есть ли у него любимая игрушка, какая и др. Все это должны принять к сведению и учитывать в дальнейшем и воспитатели, и родители, ибо только так можно согласовать действия семьи и детского учреждения в период адаптации ребенка.
Необходимо практиковать и день открытых дверей для родителей. Данный вид»работы — важная форма пропаганды педагогических знаний. Она формирует у родителей доверие к общественной системе воспитания, сознание необходимости приобщения ребенка к общественному воспитанию.
В течение дня родители могут пронаблюдать организацию ухода за детьми в группе, увидеть, какие навыки самообслуживания имеют дети, посещающие детское учреждение уже давно, заметить, насколько они смелее, увереннее, общительнее новеньких. Родители смогут заметить разницу в семейном и общественном воспитании и учесть это при воспитании своего ребенка.
В этот день родители не только наблюдают, но и учатся пользоваться теми же приемами и методами, которыми пользуется воспитатель, знакомятся с методикой организации сна, кормления, туалета детей в группе и переносят это в семью. Следует обратить внимание родителей на подбор игрушек, необходимых для данного возраста, принцип их расположения в группе, на обучение детей предметным действиям. Важно, чтобы они увидели и специально организованные воспитателем занятия и обучение детей на занятиях.

День открытых дверей рекомендуется проводить в открывающемся детском саду 1—2 раза в месяц. Приглашаются и родители, дети которых еще не ходят в группу, но уже проходят медосмотр и готовятся к поступлению в детское учреждение. Одновременно родители являются в эти дни и помощниками воспитателя по уходу за детьми. С целью более рациональной организации работы с родителями следует согласовывать время их прихода.
Можно организовывать и дежурства родителей в группах, объясняя им, что это делается не с целью контроля и наблюдения за работой воспи1а1еля, а с целью приобретения навыков ухода за ребенком, согласования приемов и методов воздействия семьи и детского сада в проведении того или иного режимного отрезка. Например, ребенок приучен засыпать при укачивании или на руках. Поэтому важно, чтобы родители увидели, насколько мешает ему эта привычка, показать, что ее можно избежать. Ведь засыпают же спокойно другие дети, приученные к правильным условиям укладывания. Обеспечить уход за ребенком с вредными привычками значительно
сложнее. Родители, как правило, соглашаются с требованиями воспитателя, становятся его активными помощниками.
Во вновь открывающемся детском саду рекомендуется подготовить и родительскую конференцию на тему «Единство семейного и общественного воспитания — важнейшее условие развития личности». На ней могут прозвучать доклады: «О роли общественного воспитания в развитии ребенка», «О роли семьи в формировании детской личности», «О развитии общения и игровой деятельности у детей в условиях семьи и детского сада», «Программа воспитания в детском саду», «О задачах воспитания» и др.
К конференции должны быть подготовлены выступления родителей об опыте воспитания ребенка в семье, о подготовке детей к поступлению в детское учреждение, о влиянии режима дня на поведение ребенка, о расширении круга общения ребенка в семье, об обучении его игровым действиям и т. п. Работники детского сада организуют фотовыставку, отражающую содержание воспитательно-образовательной работы в детском саду; уголок родителей, где помещаются материалы по вопросам воспитания ребенка в семье. Может быть организована выставка одежды, даны рекомендации, как одеть ребенка в детский сад и на прогулку, подготовлен стенд с поделками, сделанными детьми, посещающими детский сад, и др.
Установлению преемственности в вопросах воспитания семьи и детского сада способствует посещение детей на дому. Во время педагогического патронажа воспитатель имеет возможность не только познакомиться с условиями воспитания ребенка в семье, но и согласовать его режим с режимом группы; получить сведения о любимых играх и игрушках, привычках ребенка, об опыте его общения. Воспитатель должен установить с ребенком эмоциональный контакт в привычной для него обстановке, сначала в присутствии близкого человека, а затем и оставшись с ним наедине. В этих условиях можно приблизительно установить, как он поведет себя в условиях детского учреждения. Если ребенок контактирует с воспитателем, общителен и его не волнует отсутствие близких, вероятнее всего его можно отнести ко II или III группе привыкания. Если же ребенок и в привычных .для него условиях боится остаться наедине со взрослым, начинает плакать и искать близких взрослых, то, конечно, по характеру привыкания он будет в наиболее трудной, I группе. В любом случае контакт воспитателя с ребенком в домашних условиях окажет положительное влияние на его поведение, поможет воспитателю при установлении взаимоотношений с ним в группе.
В первый день посещения ребенком группы рекомендуется практиковать кратковременное повторное знакомство его с воспитателем. Оно должно проходить в присутствии близких и быть направлено на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребенком и воспитателем в новой для него ситуации. Для этого рекомендуется для ребенка вместе с мамой провести небольшую экскурсию по группе. Хорошо, если такие экскурсии по группе повторятся в первые дни неоднократно.
Часы посещения в первые дни лучше отводить на вечернее время, когда большинство детей уже уходят из группы домой. В эти первые посещения ребенок как бы оценивает обстоятельства, поэтому следует попробовать привлечь, заинтересовать его игрушками, остаться с ним наедине, без родителей на 10—15 минут, понаблюдать за ним.
В зависимости от уровня навыков общения ребенка контакт, устанавливаемый с семьей, должен быть дифференцирован, т. е. в соответствии с группой адаптации ребенка должны быть
определены объем и содержание работы с семьей. Так, по отношению к детям I группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьей должна быть более глубокой и более объемной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и методистом дошкольного учреждения. Единая, согласованная с семьёй система педагогических воздействий, опирающаяся на знание возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и условий воспитания ребенка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
?>